Голосование на АИСТЯТА.РФ
Оцените качество предоставляемых услуг нашим учреждением
Отлично
Хорошо
Неудовлетворительно
Удовлетворительно


Результат голосования


Публичная отчетность
Публичный доклад 2014 год

Казенное образовательное учреждение
 Ханты  - Мансийского автономного округа-  Югры для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Детский дом «Аистенок»

 

 

г. Нижневартовск, 2014

 

 Содержание

1.

Общая характеристика учреждения

3

2.

Организационно-управленческая  характеристика учреждения

3

3.

Режим работы Учреждения

10

4.

Организация питания воспитанников

11

5.

Организация образовательного процесса

12

5.1

Организация летнего отдыха

16

5.2

Психолого- педагогическое сопровождение образовательного процесса.

17

6.

Медицинское  обеспечение воспитанников

18

7.

Порядок  приема, перевода и выпуска воспитанников

21

8.

Характеристика контингента воспитанников

23

9.

Социальная защита воспитанников

25

10.

Меры,  направленные на сокращение числа самовольных уходов воспитанников

27

11.

 Организация  работы отделения СЖ и ПСВ с замещающими семьями

 

29

12.

Материально-техническое  обеспечение

34

13.

Кадровое обеспечение

35

14.

Финансовое обеспечение

38

15.

Обеспечение комплексной  безопасности

39

16

Задачи на 2014- 2015 учебный год

41

17

Приложения

42

 

 1. Общая характеристика Учреждения

Наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом

Казенное образовательное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа –Югры  для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом «Аистенок»

Учредитель учреждения: Ханты-Мансийский автономный округ   -  Югра.

Организационно- правовая форма:   учреждение КУ  ХМАО – Югры «Детский дом «Аистенок»

Фамилия, имя, отчество руководителя:  Маст  Светлана  Викторовна

Индекс: 628624            

Полный юридический адрес:  Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ- Югра, город Нижневартовск, ул. Интернациональная 24 А.

Тип и название населенного пункта: город Нижневартовск.

Контактные телефоны:

45-53-08

Факс

45-52-30

E-mail

аistenokzam@mail.ru

Сайт учреждения  КУ «Детский дом «Аистенок»:  aistenok.edusite. ru

2.  Организационно-управленческая  характеристика учреждения

 Казенное образовательное учреждение Ханты–Мансийского автономного округа - Югры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  «Детский дом «Аистенок»  (далее Учреждение) создано в  соответствии с распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 03 ноября 2011 года № 623 путем изменения типа действующего учреждения «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Аистенок». Учреждение находится в ведомстве Департамента социального развития ХМАО-Югры. Учреждение является юридическим лицом приобретает и  осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанность, выступает истцом и ответчиком в суде. Учреждение  имеет в оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс, бюджетную смету.

Учреждение реализует свою деятельность в соответствии с учредительными документами:

  • -     Устав Учреждения, утвержденный Департаментом по управлению государственным  имуществом ХМАО -Югры от 14.12 2011 № 06- 2298/11-0
  • -     Лицензия на осуществление образовательной деятельности от  05.12.2012г № 1058
  • -     Свидетельство на право  пользования зданием 86 – АБ 343033 от 12.03.2012г
  • -     Свидетельство на право пользования землей 86 – АБ 343032 от 12.03.2012г
  • -     Программа развития учреждения «Мир начинается с детства» до 2015года.

Согласно Устава, целями деятельности Учреждения  являются:

  • -     Создание условий для воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их дальнейшего устройства на воспитание в семьи граждан.
  • -     Создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности.
  • -     Обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • -     Освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства.
  • -     Обеспечение охраны и укрепление здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • -     Охрана прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

            Миссия Учреждения состоит в становлении  уникальной и универсальной индивидуальности каждого ребенка, в формировании компетенций, обеспечивающих успешную адаптацию и социализацию в самостоятельной жизни в современном обществе, в активном создании своего будущего, отличного от прошлого.

Для достижения своих целей Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности:

  • -   Осуществление постинтернатного сопровождения лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет.
  • -   Содействие семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовка и сопровождение замещающих семей.
  • -   Оказание социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических услуг детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
  • -   Услуги дополнительного образования детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

В структуре  Учреждения функционируют следующие отделения:

  • -     Отделение учебно-воспитательной работы и дополнительного образования (ОУВРиДО);
  • -     Отделение социально-правового и психолого-педагогического сопровождения (ОСПиППС);
  • -     Отделение семейного жизнеустройства и постинтернатного сопровождения выпускников (ОСЖиПСВ);
  • -     Административно-хозяйственное отделение (АХО);
  • -     Социально-медицинское отделение (МО).

Организационная структура Учреждения  - линейная. (Приложение А) Ее особенности: нижний уровень подчиняется линейно руководителю верхнего уровня; конкретные функции управления выполняются директором учреждения; четко выраженная иерархия.

При формировании линейных структурных подразделений применена функциональная модель: структурные подразделения сгруппированы по функциям. ОУВР  предназначено для оказания своевременной, квалифицированной  помощи  в комплексной  реабилитации  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ОСПиППС предназначено для своевременного квалифицированного оказания социальной и правовой помощи несовершеннолетним из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же решения проблем, связанных со своевременным выявлением, воспитанием, обучением, социальной адаптацией и интеграцией в общество детей с различными отклонениями в развитии, проблемами в обучении. ОСЖиПСВ предназначено для  подготовки и проведения социально-психологического обследования граждан, выразивших желание стать опекунами (попечителями), приемными родителями, усыновителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание; для сопровождения замещающих семей по соглашению (договору) с семьей (путем проведения домашнего визитирования, клубной деятельности, консультирования и др.); для сопровождения выпускников учреждения по договору, направленного на успешную социальную адаптацию, самореализацию, повышение социального статуса, защиту прав и законных интересов. МО  предназначено для организации круглосуточного обеспечения и укрепления здоровья детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

Организационная структура управления отделениями приведена в приложении Б.

Управление  детским домом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом учреждения, строится на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья участников образовательного процесса, свободного развития личности, защиты прав и интересов воспитанников.

Согласно Уставу детского дома структура управления образовательным учреждением  строится  на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления в Учреждении являются Педагогический совет, Попечительский совет, Совет детского дома и Общее собрание трудового коллектива. Непосредственное управление деятельностью детского дома осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор, назначаемый Учредителем. Преобладающий стиль  руководства - демократический. 

          Структура управления линейно-функциональная. Директору отводится роль стратегического, его заместителям - тактического управления. Оперативное управление осуществляется воспитателями и специалистами. В со управлении  детским домом, через Совет детского дома, участвуют его воспитанники.

          Директор, действуя на принципе единоначалия, выполняет следующие функции, не входящие в компетенцию других органов управления детского дома и в компетенцию Учредителя:

  • —      совершает сделки, заключает, изменяет и расторгает трудовые договоры, выдает доверенности, осуществляет расчеты, издает приказы,  дает указания;
  • —      утверждает должностные инструкции работников Учреждения,  положения о структурных подразделениях;
  • —      обеспечивает выполнение государственного задания, надлежащее оформление всех совершаемых Учреждением сделок, ведение всей необходимой в деятельности Учреждения документации, целевое расходование денежных средств Учреждения, сохранность и надлежащее использование имущества Учреждения.

Директор имеет право делегировать часть своих полномочий заместителям и руководителям  структурных подразделений Учреждения, определяет порядок, объем и условия исполнения обязанностей директора в период своего временного отсутствия.

         Для оказания содействия осуществлению управленческих начал, развитию инициативы трудового коллектива, реализации права на самостоятельность Учреждения в решении вопросов, способствующих оптимальной организации методической работы и финансово-хозяйственной деятельности,         расширению       коллегиальных, демократических форм управления и воплощения в жизнь государственно-общественных принципов, организации взаимодействия с другими орга­нами самоуправления Учреждения: Профсоюзным комитетом, Педагогическим советом и Методическими объединениями, в Учреждении создано Общее собрание, действующее на основании положения об общем собрании.

К компетенции Общего собрания относятся следующие полномочия:  

  • —      утверждение  положения об Общем собрании, о Совете детского дома, о Педагогическом совете;
  • —      определение направления экономической деятельности Учреждения;
  • —      внесение предложения учредителю по улучшению финансово-хозяйственной деятельности Учреждения;
  • —        избрание Совета  детского дома, рассматривание результатов его работы. 

 Общее собрание Учреждения собирается по мере возникновения вопросов, относящихся к его ведению, но не реже одного раза в год.

Для руководства функционированием и развитием детского дома в соответствии со стратегическими документами: Программой развития детского дома, комплексно-целевыми программами и проектами развития по отдельным направлениям; осуществления самоуправленческих начал, развития инициативы коллектива, реализации прав автономии детского дома в решении вопросов, способствующих организации образовательного процесса и финансово-хозяйственной деятельности, определения стратегии развития детского дома, расширения коллегиальных, демократических форм управления и воплощения в жизнь государственно-общественных принципов управления, в Учреждении создан  и  функционирует Совет детского дома.

Совет – орган самоуправления детским домом, состоящий из трех представительств: представительство педагогов, представительство непедагогических работников детского дома и представительство воспитанников, осуществляющий общее руководство детским домом.

К компетенции Совета детского дома относятся:

  • —      определение перспектив развития Учреждения;
  • —      заслушивание отчетов директора;
  • —      утверждение правил внутреннего распорядка;
  • —      контроль за своевременностью предоставления воспитанникам социальной поддержки, установленной законодательством;
  • —      внесение вопросов в повестку дня общего собрания и организация выполнения решений общего собрания;
  • —      созыв внеочередного общего собрания;
  • —      утверждение образовательных программ, принятых педагогическим советом.

Руководство деятельностью Совета осуществляет избранный на заседании членами совета детского дома председатель. Представители, избранные в Совет, исполняют свои обязанности на общественных началах.  Совет детского дома работает в тесном контакте с администрацией и общественными организациями учреждения  в соответствии с действующим законодательством.

Общая численность Совета детского дома и нормы представительства в Совете детского дома, определяются Положением. Срок полномочий совета детского дома составляет 3 года.

В целях оказания содействия детскому дому в деле воспитания, обучения, улучшения условий быта воспитанников в Учреждении создан  Попечительский совет. В состав, которого входят руководители государственных учреждений, предприятий, индивидуальные предприниматели, представители некоммерческих общественных и благотворительных организаций, фондов, предприятий различных форм собственности, средств массовой информации, педагогические работники и иные физические лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии Учреждения.

К компетенции Попечительского совета относится:

  • -     содействие в привлечении внебюджетных средств,   для обеспечения

деятельности и развития детского дома;

  • -     содействие в организации и улучшение условий труда педагогических и
    других работников детского дома;
  • -     содействие в организации конкурсов, соревнований и других массовых
    внеурочных мероприятий детского дома;
  • -     содействие в совершенствовании материально-технической базы
    детского дома, благоустройстве его помещений и территории и другое.

 Попечительский совет целенаправленно проводит работу по привлечению дополнительных денежных средств,  для укрепления материально-технической базы Учреждения.

Целью попечительского совета  является защита прав и законных интересов воспитанников и сотрудников Учреждения.

Попечительский совет выбирает из своего состава председателя, его заместителя, секретаря, ревизионную комиссию.  Работа попечительского совета организуется в соответствии с утвержденным ежегодным планом.

Заседания Попечительского совета проводятся не реже одного раза в полугодие. При необходимости заседания могут проводиться чаще.

В целях развития и совершенствования образовательного процесса, повышения профессионального мастерства и творческого роста педагогов детского дома, а также для рассмотрения основополагающих вопросов образовательного процесса, в Учреждении создан Педагогический совет, действующий на основании Положения о педагогическом совете, принятом решением педагогического совета (протокол №2 от 04.04.2012г.), утвержденного приказом директора учреждения № 385 от   04.04.2012г. Работа педагогического совета учреждения осуществляется в соответствии с планом работы Педагогического совета на 2014г. Педагогический совет детского дома является постоянно действующим органом управления детского дома для рассмотрения основных вопросов образовательного процесса.

Задачами педагогического совета являются обсуждение и выбор планов, программ, форм и методов учебно - воспитательного процесса и способов их реализации; организация работы по развитию творческих инициатив, распространение передового опыта; обобщение, анализ и оценка результатов деятельности педагогического коллектива за отчетный период; реализация государственной политики в области образования через внедрение программ, рекомендованных государственными органами управления образования, а также авторских программ, соответствующих государственным образовательным стандартам.

В состав Педагогического совета  входят педагогические работники Учреждения,  директор, заместитель директора, заведующий отделением ОУВР и ДО. Решения педагогического совета Детского дома принимаются большинством голосов при наличии на заседании не менее двух третей его членов (если процесс голосования не оговорен специальным положением). При равном количестве голосов решающим является голос председателя Педагогического совета. Решения Педагогического совета являются рекомендательными для коллектива детского дома.

Решения Педагогического совета, утвержденные приказом Детского дома, являются обязательными для исполнения.

Для организации   и   координации  методического  обеспечения  образовательного  и  воспитательного  процесса, методической учебы педагогических кадров в Учреждении создан  Методический совет,  действующий на основании Положения о Методическом совете, утвержденного приказом директора учреждения  № 538 от 11.11.2012г. и в соответствии с планом работы Методического Совета на 2014г., принятом на заседании методического совета.

Методический совет - совещательный орган при директоре детского дома, целью   деятельности   которого   являются  обеспечение гибкости и оперативности методической работы образовательного учреждения, формирование профессиональных качеств педагогических работников, рост профессионального мастерства.            

В состав Методического совета входят: председатель - заместитель директора, курирующий вопросы методической работы в детском доме; члены Совета: заместители директора по учебно-воспитательной работе, педагог-организатор, психолог, руководители МО, педагоги высшей категории.

            К полномочиям Методического совета относятся: диагностика состояния методического обеспечения образовательного и воспитательного процесса и методической работы в детском доме; разработка новых технологий организации образовательного и воспитательного процесса; создание условий для развития педагогического и методического мастерства педагогов.

 3. Режим работы Учреждения

 Режим дня и организация учебно-воспитательного процесса воспитанников Учреждения разрабатывается в соответствии с государственными нормами СанПиН (СП 2.4.990-00 Минздрав России Москва 2001)  и  строится с учетом особенностей учебно-воспитательной и оздоровительной работы данного Учреждения дифференцированно для дошкольников и школьников различных возрастных групп. Режим работы, режим дня детского дома, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, составлены с учётом круглосуточного пребывания воспитанников в Учреждении.

Режим дня соответствует возрастным особенностям детей и способствует гармоничному развитию воспитанников детского дома.

 4. Организация питания воспитанников  

 Питание воспитанников детского дома «Аистенок» организовано в просторной и уютной столовой на базе Учреждения, оснащенной необходимым технологическим оборудованием, столовыми принадлежностями и мебелью. Питание воспитанников осуществляется на основании Постановления ХМАО - Югры от 25.09 2010г № 216-п «О нормировании в области обеспечения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц их числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мерами государственной поддержки».

В детском доме организовано 5-разовое питание, дополнительно дети школьного возраста получают школьные завтраки в школе. Организация рационального питания предусматривает выполнение режима.   Установленные часы приема пищи в Учреждении строго соблюдаются.

         Общий набор продуктов осуществляется в соответствии с нормами обеспечения питанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рацион питания включает разнообразный ассортимент продуктов. При составлении меню  учитываются природно-климатические условия, национальные традиции и местные особенности питания. Средняя калорийность в день составляет 2600 ккалл., соотношение ингредиентов в пище 1:6:1, так же осуществляется «С» витаминизация третьих блюд.

В период летней оздоровительной компании нормы питания увеличиваются на 10 %.

Пищевые продукты, поступающие в учреждение,  соответствуют требованиям, действующим нормативно-технической документации, и имеют санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии их санитарным правилам. Качество продуктов проверяет кладовщик и медицинский работник (бракераж сырых продуктов), ведется бракеражей журнал. В ежедневный рацион питания обязательно включаются сезонные фрукты и овощи.

5. Организация образовательного процесса

             В детском доме созданы благоприятные условия для проживания воспитанников. Наполняемость  групп составляет 8-9  детей. Разновозрастные группы формируются численностью до 8 детей, При комплектовании групп соблюдается  принцип сохранения родственных связей. Спальные комнаты  обставлены современной мебелью, оснащены бытовой техникой.  Режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, составлен с учётом круглосуточного пребывания воспитанников в Учреждении.

Организация обучения и воспитания  строится с учетом индивидуальных особенностей воспитанников Учреждения  в соответствии с планом, разрабатываемым Учреждением самостоятельно. Вопросы воспитательно-образовательного процесса Учреждения решаются совместно с образовательными учреждениями, в которых обучаются и занимаются воспитанники.  

Дети школьного возраста обучаются в общеобразовательных учреждениях всех типов в соответствии с индивидуальными особенностями:

в средних специальных учебных заведениях города –12чел.(18,2% );

  • —    в специализированной школе закрытого типа г. Сургут   - 1чел. (6,8 %)   
  • —    проходят курс реабилитации в КУ СРЦ «Берегиня» –1чел. (4,5%);
  • —     в средних образовательных школах города – 35чел. (68,2 %).
  • —     отбывает наказание в ВК -1чел.
  • —     г. Евпатория-1чел.
  • —     дошкольники -3 чел.

Данные общеобразовательные учреждения реализуют программы начального, основного, среднего (полного) общего образования.         

На базе Учреждения открыт компьютерный класс.  Наличие компьютеров позволяет воспитанникам овладевать современными информационными технологиями: подготовиться к занятиям, заниматься проектной деятельностью,  писать электронные письма и т. д.

Воспитателями  групп ведется постоянная работа  по развитию положительной мотивации к учебной деятельности у воспитанников  и отслеживанию ее результатов.  Для организации качественной подготовки домашнего задания в детском доме созданы все  условия: оборудованы рабочие места для выполнения домашних заданий, функционирует  библиотека,  имеется сеть Интернет.    Воспитателями групп оказывается адресная индивидуальная помощь  воспитанникам,  ее объем зависит от уровня самостоятельности воспитанника и  особенностей его развития и здоровья.  Общая успеваемость  воспитанников детского дома составляет -82,3%, качественная успеваемость – 9,8%

                                                                    Гектограмма 1-  Мониторинг  успеваемости   за 2012- 2013 учебный год 

Мониторинг успеваемости по группам представлен в Таблице 1

Таблица 1- Мониторинг успеваемости по группам 

Группа

Кол- во воспит

Закончили учебный год

Не аттестованы

на «4» и «5»

на «4» и «3»

на «3»

на «2»

Младшая

9

1

7

0

0

1

1 средняя

8

2

2

4

0

0

2 средняя

9

0

6

2

0

1

1 старшая

10

0

7

1

0

2

2 старшая

6

0

1

2

0

3

3 старшая

9

2

4

1

0

2

Итого

51

5

27

10

0

9

 

Содержание воспитательного процесса определяется программами, разрабатываемыми и реализуемыми Учреждением самостоятельно. Перечень программ, реализуемых в учреждении представлен в Таблице 2.

Таблица 2- Перечень программ, реализуемых в учреждении

Наименование программы

Ответственные, исполнители

Программа отделения учебно-воспитательной работы и дополнительного образования

Подпрограмма: «Выше радуги» для детей  7-12 лет

Воспитатели группы

Подпрограмма: «Уютный дом» для детей 12-16 лет 

Воспитатели группы

Подпрограмма: «Путевка в самостоятельную жизнь»

для детей 16-18 лет 

Воспитатели группы

Подпрограмма «Город мастеров»

Воспитатели группы

Подпрограмма « Юный эколог»

Воспитатели группы

Подпрограмма « Овация»

Воспитатели группы

Подпрограмма «Росточек»

Воспитатели группы

Подпрограмма « Стать человеком большая работа»

Воспитатели группы

Подпрограмма « «Путь к профессии»

Воспитатели группы

Подпрограмма « Семейная академия»

Воспитатели группы

Подпрограмма « Подросток и закон»

Воспитатели группы

Программа «Волшебная кисть»

Педагог дополнительного образования

Подпрограмма «Помогай-ка»

Учитель –дефектолог

Секция «Богатырь»

Руководитель физического воспитания

Программа  летняя отдыха  «Мир, который построили мы!»

 

 

Для организации досуга воспитанников во внеурочное время в детском  доме организована кружковая деятельность: работает вокальная студия, мастерская «У папы Карло»,  кружок  «Фантазеры»,  изостудия «Волшебная кисть». Изостудия – это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребенка, где дети ощущают себя защищенными и свободными в своих суждениях. В течение 2013года воспитанники  Учреждения участвовали  в городских и окружных  конкурсах декоративно – прикладного искусства: «Пусть всегда будет солнце» организованное Управлением по опеке и попечительству администрации города Нижневартовска,  фестиваль «Чудо-  ниточка», « Вторая жизнь ненужных вещей»- выставочный зал Дворца искусств, фестиваль «Созвездие» г. Ханты- Мансийск.     Работы воспитанников оформляют холлы 2 и 3 этажа.

 
Воспитанники  с удовольствием посещают тренажерный зал на базе  Учреждения, консультации, занятия, кружки и факультативы, участвуют  в подготовке и проведении творческих мероприятий. Занятость воспитанников организована как на базе Учреждения, так и в кружках и секциях городских организаций и учреждений.   
Специалистами Учреждения проводится активная работа по вовлечению в общественную жизнь и организации досуга воспитанников «группы риска». В настоящее время на учете в «группе риска» состоят 26 воспитанников.  Согласно проведенному анализу занятости воспитанников «группы риска» в кружковой деятельности учреждения занято 85%, из них вне учреждения  40%.

Гектограмма 2-  Занятость воспитанников в кружковой деятельности

  Стало доброй традицией ежегодное участие воспитанников Учреждения в окружном фестивале  «Созвездие». В мае 2014 года  в  г. Нягань  проходил XII окружной   фестиваль творчества детей – сирот,  детей оставшихся без попечения родителей, «Созвездие», где воспитанники Учреждения представили свои номера  в нескольких номинациях и получили заслуженные награды и дипломы: 

  • —    В номинации  «Хореографическая» - 1 место заняла танцевальная группа воспитанниц Учреждения.
  • —    В номинации  «Вокальная» - заняли  2 место воспитанник Семен.
  • —    В номинации «Литературная»  и «Театральная» - заняли  3 место.

Для развития интересов и способностей детей специалистами Учреждения постоянно проводится работа по поддержанию и укреплению связей с различными спортивно-досуговыми центрами города.

 5.1. Организация летнего отдыха воспитанников

 В соответствии с  разработанной Программой летнего  отдыха  «Мир, который построили мы!», для воспитанников детского дома «Аистенок»    ежегодно  организовываются  детские оздоровительные лагерные смены.  За летний оздоровительный период 2013 года воспитанники учреждения  отдохнули в различных оздоровительных учреждениях на территории Российской Федерации, на базе Учреждения, а также приняли участие в составе местной туристической экспедиции «Выбор».  Количественный охват занятых в летней оздоровительной компании воспитанников составил 100%:                                                                                                                                                                                                          

  • —    Оздоровительные учреждения Краснодарского края  – 25 человек.
  • —    УСО «На Калинке», г. Сургут -5 человек.
  • —    Туристическая смена Алтай – 10 человек.
  • —    Санаторий  «Геолог» с. Салаирка  Тюменская область  – 5 человек.
  • —    «Детский центр имени О.Кошевого» Тюменская область  -9 человек.
  • —    Участие в экспедиции  туристско – реабилитационной смены «Выбор» - 20 человек.
  • —    Загородный лагерь дневного пребывания «Островок Надежды»  СОЦ  «Голубое озеро»- 18 человек.

Сведения об организации летнего оздоровительного отдыха воспитанников представлены в Гектограмме 3

 Гектограмма 3 -  Организация летнего отдыха воспитанников

                                                                       

5.2.  Психолого–педагогическое сопровождение образовательного процесса

 Психологическое сопровождение педагогического процесса осуществляется посредством психопрофилактики и психокоррекции отклонений в психическом развитии воспитанников. Повышение эффективности и результативности психолого-педагогического сопровождения достигается посредством: компьютерных инновационных технологий БОС, СИРС; комплексных элементов технологии игры с песком, направленных на развитие коммуникативных умений,  снижения уровня  психического напряжения. Формирование личности воспитанника через развитие его способности к деятельности, в которой он наиболее успешен, как основное условие максимально полной реализации его возрастных и индивидуальных возможностей; развитие его познавательных процессов, эмоциональной сферы, регуляции социального поведения.

Вся деятельность  педагога – психолога ориентирована на создание условий полноценного психического развития детей и подростков, и решение возникающих у них социальных, педагогических и психологических проблем.

Активно используются разнообразные  коррекционные технологии:  арттерапия, пескотерапия, психогимнастика, сказкотерапия, игротерапия, релаксация.

Главной целью деятельности психологической службы является содействие психическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности социализирующейся личности, а также коррекция разного рода нарушений в ее развитии.

Системность работы обеспечивается, с одной стороны, рассмотрением в целом личности ребенка, а с другой стороны, выстраиванием в логике системного подхода методического инструментария, нацеленного на выявление всех сторон и качеств воспитанника, для того, чтобы помочь его развитию.

В основе психологического исследования воспитанников лежит получение сведений об уровне их умственного развития, личностных и индивидуально – психологических особенностях. Для этого подобран и адаптируется ряд диагностических методик. С их помощью изучается актуальный уровень развития и адаптационные возможности вновь прибывших детей, динамику развития ВПФ воспитанников, проф ориентационные предпочтения подростков, уровень социальной адаптации выпускников.

Основные формы работы:

  • —             психологическая диагностика;
  • —             консультативная деятельность;
  • —             коррекционно - развивающая деятельность;
  • —             психологическое просвещение;
  • —             психологическая профилактика;
  • —             профориентационная работа;
  • —             организационно – методическая работа.

В рамках коррекционной и профилактической  работы действует психолого-медико-педагогический консилиум. По результатам заседаний консилиума разрабатывается  индивидуальный план по социальной реабилитации воспитанника, который отражается  в картах индивидуального развития (КИС) воспитанника. Структура психолого – педагогической службы приведена в приложении В.

 6. Медицинское  обеспечение  воспитанников

          С целью реализации комплексного подхода здровьесберегающего сопровождения воспитанников в детском доме создана медицинская служба,  в состав которой входят:

  • -     заведующий медицинским отделением - 1
  • -     врач-педиатр-                                           1
  • -     врач-психиатр-                                         1
  • -     медсестра круглосуточного дежурства- 4
  • -     старшая медицинская сестра-                  1

         Основными направлениями деятельности медицинской службы являются:

  • -       наблюдение  за состоянием здоровья, физическим и нервно- психическим развитием воспитанников, оказание медицинской помощи;
  • -       организация и проведение два раза в год углублённых медицинских осмотров, профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, оценка их эффективности;
  • -       медицинский контроль за выполнением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;
  • -       осуществление контроля за качеством питания, соблюдением рационального режима учебной и внеучебной деятельности воспитанников;
  • -       профессиональные рекомендации воспитанникам с учётом состояния их здоровья;
  • -       работа с воспитанниками по гигиеническому воспитанию, пропаганда санитарно-просветительских знаний

Медицинское обслуживание воспитанников в Учреждении осуществляется квалифицированными медицинскими работниками.

Ежедневно осуществляется осмотр детей на педикулез и чесотку.  Проводится: амбулаторный прием детей,  лечение, контроль за санитарно-гигиеническими условиями проживания воспитанников, соблюдением режима дня, за технологией приготовления пищи, мытья посуды, сроками реализации скоропортящихся продуктов, бракераж готовой продукции.

В соответствии с медицинскими показаниями все воспитанники Учреждения распределены по следующим группам здоровья (в % от общего числа):

  • -       1 группа здоровья –3 (5,5);
  • -       2 группа здоровья  - 33 (61,1%);
  • -       3 группа здоровья – 7 (12,9 %);
  • -       4 группа здоровья – 0;
  • -       5 группа здоровья – 8 (14,8 %).

 Гектограмма 4-  Распределение детей по группам здоровья

По итогам диспансеризации воспитанников Учреждения, проведенный анализ патологий у воспитанников показал следующие результаты:

  • —        снижение остроты зрения – 7 детей;
  • —        отстающие в умственном развитии – 22 ребенка;
  • —        болезни эндокринной системы, расстройство питания, нарушение обмена веществ – 7 детей;
  • —        заболевания органов дыхания – 5 детей;
  • —        заболевания опорно-двигательного аппарата – 5 детей;
  • —        заболевания сердечно-сосудистой системы – 2;
  • —        заболевания органов пищеварения – 12 детей.
  • —      Количество детей-инвалидов – 8 человек, на  «Д» учете состоят 12 детей.

Количество  детей - инвалидов и детей на  «Д» учете  представлено в Гектограмме 5.  

С целью пропаганды здорового образа жизни приглашенными врачами и узкими специалистами Центра медицинской профилактики, Нижневартовского психоневрологического диспансера с воспитанниками Учреждения проводятся профилактические беседы и лекции на следующую тематику:

  • —    Профилактика наркомании
  • —    Профилактика алкоголизма, приема спиртосодержащих коктейлей и энергетических напитков;
  • —    Профилактика табакокурения;
  • —    Репродуктивное здоровье;
  • —    Грипп. Здоровый образ жизни.

 Гектограмма 5   -  Количество  детей   инвалидов и детей на  «Д» учете

Совместно с лечебными и социальными учреждениями города для воспитанников Учреждения проводятся оздоровительные мероприятия по укреплению здоровья детей: фитотерапия,  массаж, назначается медикаментозное лечение по рекомендации детского врача- психиатра.

Для наглядной пропаганды здорового образа жизни  сотрудниками медицинского отделения оформлен  стенд «Здоровье», на котором ежемесячно обновляется информация.

7.  Порядок  приема, перевода и выпуска воспитанников

В КУ ХМАО-Югры «Детский дом «Аистенок»  принимаются дети в возрасте от 3 до 18 лет: дети-­сироты, дети, отобранные у родителей по решению суда, дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, местонахождение родителей которых не установлено, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.
На каждого ребенка, определяемого в Учреждение, представляются следующие документы:

  •  Свидетельство о рождении, а при его отсутствии - заключение медицинской экспертизы, удостоверяющее возраст подопечного, паспорт (для подопечных старше 14 лет).
  • Акт органа опеки и попечительства о направлении несовершеннолетнего в Учреждение.
  • Путевка Вышестоящей организации о направлении несовершеннолетнего в Учреждение. 
  •  Документы, предусмотренные пунктами 2,3 Правил ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 423.

На каждого воспитанника в Учреждении заводится личное дело.
Воспитанники,                достигшие      18-летнего     возраста, являются
выпускниками Учреждения. Перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое, изменение формы обучения до получения ими общего образования, а также исключение таких лиц из любого образовательного учреждения осуществляется с согласия органа опеки и попечительства, решению законных представителей воспитанника и на основании заключения психолого - медико - педагогической комиссии.
Учреждение в исключительных случаях разрешает временно (до одного года) бесплатно проживать и питаться в Учреждении своим выпускникам до их трудоустройства или дальнейшего обучения.
Выпускники, обучающиеся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, приезжающие в Учреждение на выходные, праздничные дни или на время каникул, по решению совета Учреждения зачисляются на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в Учреждении.
Выпускники, не отвечающие требованиям приёма в профессиональные учебные заведения по состоянию здоровья или по иным причинам, а также направленные на работу, могут быть оставлены в Учреждении сроком до шести месяцев, а выпускники, имеющие недостатки в физическом или умственном развитии, а также хронические заболевания - до одного года.
В случае необходимости перехода выпускника детского дома с одного места работы на другое в течение первого года после окончания образовательного учреждения он зачисляется на бесплатное питание в Учреждение на срок не более одного месяца. Воспитанники отчисляются из Учреждения:

  • По достижению совершеннолетия.
  • При возвращении ребенка родителям (законным представителям) в соответствии с решением судебных органов, органов опеки и попечительства.                  
  •  При передаче на воспитание в семьи граждан в соответствии с законодательством.
  • При эмансипации несовершеннолетнего.

При выпуске или переводе в другое учреждение воспитаннику выдаются:

  •  Свидетельство о рождении (паспорт).
  •  Полис обязательного медицинского страхования.
  • Медицинские документы:
  • Документ об образовании.
  • Документы, содержащие сведения о наличии и месте жительства (месте нахождения) братьев, сестер и других близких родственников.
  • Документы, подтверждающие право ребенка на имущество и денежные средства, право собственности и (или) право пользования жилыми помещениями.
  • Справка о пребывании ребенка в организации для детей-сирот.
  •  Пенсионное удостоверение (при наличии).
  • Пенсионная книжка (при наличии).
  • Удостоверение об инвалидности (при наличии).
  • Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.
  • Свидетельство налогового органа о присвоении индивидуального

номера налогоплательщика.

         8. Характеристика контингента воспитанников

 

На конец 2013 года в списочном составе детского дома  54 было воспитанника. Списочный состав групп в разрезе возрастных категорий представлен в Таблице  3.

Таблица3- Списочный состав групп в разрезе возрастных категорий

Возрастная категория

Возраст воспитанников

Кол-во человек

дошкольный

3 до 6 лет 

3 чел –5,5 %

младший школьный

7 до 9 лет

4 чел – 7,4 %

младший подростковый

10 до 12 лет

7 чел – 12,9 %

средний подростковый

13 до 14 лет

10 чел –  18,5%

старший подростковый

15 до 16 лет

19 чел – 35,1 %

юноши и девушки

17 до 18

11 чел –20,3 %

Всего

54 – 100%

Структура детского коллектива формируется группами воспитанников, определённых возрастными категориями.  Гендерный состав групп представлен в таблице 4.

Таблица 4- Гендерный состав групп

Групповая определенность

Кол –во воспитанников

Кол-во девочек

Количество мальчиков

Дошкольная группа

3

2

1

Младшие школьники 7-9лет

4

1

3

 младший подростковый

10-12 лет

7

2

5

13-14лет

10

5

5

15-16 лет

19

8

11

17-18 лет

11

3

8

Всего:

54

21-38,8 %

33 – 61, ,0%

Гектограмма 6 -    Гендерный состав воспитанников

Контингент воспитанников Детского дома формируется из детей-сирот, детей, отобранных у родителей по решению суда; детей, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении. Возрастная категория с 6 до 18 лет. Контингент воспитанников детского дома составляют фактические и социальные сироты.  Дети, поступающие из асоциальных семей, имеющие глубокую педагогическую и социальную запущенность, с ослабленным иммунитетом, врожденными патологиями, инвалиды детства. Некоторые дети до поступления в детский дом  состояли на учете  в ОДН, КДН и ЗП, имеют вредные привычки, в том числе курение, употребление алкоголя, токсичных веществ и т.п. Кроме того, все дети  получили глубокие психологические травмы в связи с изменением их статуса, что также оказывает негативное влияние на их психическое и физическое здоровье. Поэтому работа с воспитанниками строится с учетом их психофизических особенностей на принципах: природосообразности, гуманизма, демократии, творческого развития личности, свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого воспитанника.  Защита личных и имущественных прав воспитанников и выпускников является одним из главных направлений работы детского дома.

9. Социальная защита воспитанников

Защита личных и имущественных прав воспитанников  – одно из главных направлений работы детского дома. Социальный паспорт воспитанников учреждения представлен в Таблице 5.

Все воспитанники учреждения  имеют основной документ – свидетельство о рождении. Воспитанники,  достигшие возраста 14 лет и старше, имеют паспорта гражданина РФ.

Таблица 5 -Социальный паспорт воспитанников учреждения

Категория воспитанников

Кол-во чел.

 сироты

11 чел.

дети оставшиеся без попечения родителей

45 чел.

оба родителя лишены родительских прав

9 чел.

дети-инвалиды

8 чел.

коренные малочисленные народы Севера

2 чел.

 

По мере необходимости  специалистами учреждения проводится работа по восстановлению и оформлению необходимых личных документов воспитанникам: свидетельств о рождении, свидетельств об установлении отцовства, паспортов гражданина РФ, загранпаспорта, ИНН, СНИЛС, страховых медицинских полисов. Оформляются и переоформляются пенсии по потере кормильца и инвалидности. Для поступлений денежных средств в виде: пенсий, пособий и алиментов на воспитанников Учреждения в кредитных организациях города открываются личные счета.
С целью контроля  за поступлениями денежных средств на личные счета воспитанников (в виде пенсий, пособий и алиментов) специалистами Учреждения  один раз в квартал  производится сверка по зачислению средств на личные счета воспитанников с соответствующими отметками в сберегательных книжках. В целях соблюдения имущественных прав несовершеннолетних воспитанников, ведется работа по контролю за выплатой алиментов алиментообязанными родителями. За 2013 год  к уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов привлечены – 2 родителя.

Количество несовершеннолетних,  которым положена выплата алиментов -43 человека, их них  получают алименты -26 воспитанников.

Пенсию по потере кормильца  - 26 воспитанников;

пенсию по инвалидности  - 8 воспитанников.

100%  воспитанников  зарегистрированы по месту пребывания в  КУ «Детский дом «Аистенок».
Для обеспечения законных прав и интересов несовершеннолетних воспитанников  специалистами Учреждения осуществляется представительство их интересов в правоохранительных органах,  судах по гражданским и уголовным делам, в иных организациях.
В  обязательном  порядке  ведется  работа по учету и обеспечению сохранности закрепленного за воспитанниками жилья и материальных  ценностей. Раз в год осуществляются выезды по адресам воспитанников, за которыми закреплены жилые помещения, проводится осмотр помещений с составлением актов сохранности жилья.
Ведется учет информации о наличии либо отсутствии закрепленного жилья у воспитанников КУ «Детский дом «Аистенок». Данная информация дополняется информацией о вновь прибывших  детях, что позволяет более четко контролировать  работу по  закрепленному либо незакрепленному жилью по всем воспитанникам на любой момент. Анализ обеспеченности воспитанников жильем показывает:

  • имеют  право пользования жилым помещением   - 37 воспитанников;

8 воспитанников, согласно Закону Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в РФ», являются владельцами приватизированных квартир;

  • зарегистрировано по месту пребывания – 54 воспитанника;

17 воспитанников не имеют жилья в г. Нижневартовске;

  поставлены на учет в список на предоставление жилых помещений специализированного жилого фонда- 26 воспитанников.

 10. Меры,  направленные на сокращение числа самовольных уходов воспитанников

В 2013году  в учреждении зарегистрировано 117 самовольных уходов, которые совершили  27 воспитанников.Количество самовольных уходов совершенных несовершеннолетними учреждения представлено в таблице 6.

Таблица 6 – Самовольные уходы   совершенные  несовершеннолетними  

1квар ал

2 квартал

3 квартал

4квартал

 

53 с/у

35 с/у,

11с/у

18 с/у

Следует отметить, что 70 % с/у (79 с/у) совершили 9 воспитанников (Булыкина Г, Петрушина В., Баранов О., Кыкина А., Травкин А., Алисова Е., Кистенева А., Букренева В., Николаев И.).  Данные воспитанники совершили от 6 до 17 самовольных уходов.  Анализ позволил выявить основную причину уходов - нарушение правил внутреннего распорядка учреждения, что не является с/у с целью бродяжничества.   В 72% случаев воспитанники возвращались в учреждение самостоятельно, в 28% случаях были доставлены сотрудниками полиции.  86 % детей вернулись (или были возвращены)  через несколько часов или в течение суток, после подачи заявления на розыск. За это время противоправных действий в отношении несовершеннолетних не зарегистрировано.
38 % воспитанников, совершивших самовольные уходы,   состоят на «Д»  учете у психиатра. Эти воспитанники  совершили 32 % от общего количества с/у. Все воспитанники состоят на учете в КДН и на внутреннем учете в учреждении. У воспитанников, совершающих уходы,  имеются и другие поведенческие проблемы: употребление  алкоголя, правонарушения, пропуск учебных занятий. Все воспитанники, совершившие с/у это  подростки в возрасте от 15 до 17 лет, из них 57% – это подростки, старше 16 лет, которые готовятся к выпуску и самостоятельной жизни.
В учреждении применяется  система мер, направленных на профилактику самовольных уходов воспитанников.
По каждому факту самовольного ухода проводится служебное расследование. В 2013 году было проведено  117 служебных расследований. Сотрудниками учреждения проводятся мероприятия по розыску воспитанников, составляются акты проверки мест возможного нахождения воспитанников, заполняются письменные предупреждения граждан об ответственности за сокрытие факта нахождения воспитанника у данного лица. По результатам служебных расследований за период 2013г.  к 2 сотрудникам были применены меры дисциплинарного воздействия в виде  замечания и  выговора.  Кроме того, в отношении 22 специалистов была применена мера административного воздействия (снижение размера квартальной премии за качество работы).
В учреждении функционируют два органа Социально-психолого-педагогический консилиум и Совет профилактики.  На заседаниях Совета профилактики присутствуют   представители прокуратуры,  органов опеки и попечительства, представители учебных заведений города, инспектора ОДН ОП-3. За период 2013г. проведено 33 Совета профилактики, на которых рассмотрен  71 несовершеннолетний, в т.ч. 7 межведомственных Совета по 32 воспитанникам, 17 заседаний СППК по 73 воспитанникам учреждения
Налажена система информационного взаимодействия, составлены  и реализуются совместные планы работы с субъектами профилактики (ОДН ОП УМВД, ПНД, учебные заведения).
Проводятся мероприятия, направленные на   повышение уровня профессионального мастерства специалистов. За период 2013г. - 23 специалиста учреждения приняли участие в  курсах повышения квалификации и семинарах. Кроме того, регулярно организуются семинары по обмену опытом  работы с другими учреждениями. В данных мероприятиях  в 2013г приняли участие 54 специалиста.
В учреждении организуется  диагностическая, коррекционная,  профилактическая работа, реализуются профилактические программы,  направленные на социальную адаптацию воспитанников, на предупреждение противоправного поведения. За истекший период в рамках реализации указанных программ были  проведены 2 218 мероприятий.
Организуется досуговая  занятость воспитанников в свободное время. Организуются выезды в театры, кино, на городские выставки. Проводятся конкурсы и  концерты.  Воспитанники занимаются в кружках и секциях, принимают  участие в соревнованиях. Досуговая занятость воспитанников  в учреждении составляет 100% охват. 
Организовано взаимодействие с общественными объединениями, учреждениями социального обслуживания, учреждениями образования и другими организациями.  В рамках данной работы 2013 году проведено 24 мероприятия, в которых приняли участие 100% воспитанников учреждения.
Проводятся мероприятия по созданию для воспитанников благоприятных условий, приближенных к домашним, их комфортного проживания в учреждении и организации досуга. В связи с этим в III квартале 2013г. были оборудованы  компьютерный и спортивный залы, оснащенные необходимой компьютерной техникой и спортивным оборудованием и  инвентарем.

11.    Организация  работы отделения СЖ и ПСВ  по подготовке граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Цель отделения: Оказание социально-психолого-педагогической помощи замещающим семьям в создании благоприятной ситуации проживания, воспитания, образования и развития детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях замещающей семьи.
Содействие семейному жизнеустройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовка и сопровождение замещающих семей.
         Задачи отделения:

  • Повысить уровень правовых,  психолого-педагогических и социально-педагогических знаний замещающих родителей;
  • Содействовать адаптации ребенка и принимающей его семьи к новым условиям;
  • Осуществлять профилактику кризисных состояний и нивелирование их негативное воздействие на замещающую семью и приемного ребенка.
  • Содействовать семье в защите прав и интересов ребёнка, с учётом его правового статуса.

Основные направления работы с замещающими семьями:
- подготовка граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- тестирование на комфортность пребывания ребенка в семье;
- сопровождение замещающих семей.
С 2011года специалисты отделения  осуществляют подготовку граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
С этой целью в отделении сформированы программно-методические материалы по подготовке граждан в соответствии с действующим законодательством: методический комплект «Портфель для родителей», включающий  учебные материалы  и комплект контрольных и тестовых заданий.
школу приемных родителей ведут специалисты, имеющие профессиональное образование в области психологии, педагогики, социальной работы и  опыт практической работы с замещающими семьями, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Обучение в Школе приемных родителей позволяет потенциальным замещающим родителям повысить родительские компетенции, обеспечить успешную адаптацию ребенка в семье, создать условия для раскрытия личности ребенка и его социальной адаптации.   Статистические данные за три года   представлены в таблице 7

Таблица 7- Статистические данные  за 3 года

Показатели

2011

2012

2013

Первично обратившиеся кандидаты в замещающие родители/ чел.

103

182

213

Количество подготовленных заключений

80

178

210

Количество прошедших подготовку

39

140

145

С 2013 года проводится тестирование подопечных детей на комфортность пребывания в замещающей семье.  По данному направлению специалистами отделения был организован и проведен круглый стол, в котором приняли участие  педагоги-психологи  отделения СЖ и ПСВ и специалист Комплексного центра социального обслуживания населения «Гармония» г. Мегион. В ходе данного мероприятия были разработаны критерии анализа результатов тестирования на комфортность пребывания детей в замещающей семье, которые оцениваются по показателям уровня комфортности (высокий, средний, низкий):
- степень отверженности ребенка в семье;
- особенности стиля семейного воспитания;
- психологический климат в семье;
- эмоциональное состояние ребенка.
Органы опеки и попечительства оказывают содействие в информировании опекунов, попечителей, приемных родителей о необходимости прохождения тестирования.
Перед проведением тестирования с замещающих родителей берется согласие на обработку и передачу персональных данных на каждого ребенка. В случае отказа от прохождения тестирования,  замещающий родитель  обращается  в органы опеки и попечительства, где  пишет  отказ с указанием причины. При выявлении низкого уровня комфортности пребывания ребенка в семье, родителям предлагается заключить договор на год  на сопровождение семьи. При заключении договора с семьей составляется совместный индивидуальный  план реабилитации ребенка и семьи. Данные показаны в таблице8.  После тестирования результаты  обрабатываются, и по итогам  пишется аналитическая справка.

Таблица8- Статистические данные за 2013 – 2014 гг.

Показатели

2013

2014

Количество тестируемых установленных планом

378

704

Количество детей прошедших тестирование

254

185

Количество отказов

65

22

Сопровождение замещающих семей осуществляется на основании заключенного договора о сопровождении замещающей семьи между замещающими родителями и Учреждением.
Сопровождение реализуется на 3-х уровнях: базовый, кризисный, экстренный.
Таблица 9 - Сопровождение по уровням


Содержание деятельности

Уровни

Базовый (общий)

Кризисный

Экстренный

1. Наблюдение за процессами, происходящими в семье, без активного вмешательства в эти процессы.
2.Оказание помощи по запросу замещающих семей.
3.Информирование, просвещение замещающих родителей об особенностях развития, воспитания приемных детей.
4.Консультирование членов семьи по проблемам развития и взаимоотношений в системе.
5.Ведение групп психологической поддержки, форума.
6.Диагностика потребностей семьи в кризисном сопровождении.
7.Организация групп реабилитационного досуга (клуб, форум, лекторий).

1.Диагностика семейного кризиса, «Ведение случая».
2.Курирование семьи  в рамках социально – психологического патронажа.
3.Индивидуальное консультирование.
4.Проведение тренинга для приемных детей в разрешении сложных ситуаций взаимодействия в замещающей семье и сети социальных контактов.
5.Оказание  индивидуальной и семейной социально-психологической помощи с элементами песочной терапии, арт-терапии, сказкотерапии.
6.Мониторинг семейной ситуации после выхода из кризиса.
7.Организация межведомственного взаимодействия с учреждениями образования, здравоохранения, культуры и др. (по запросу).

1.Проведение тренинга по формированию (восстановлению) привязанности.
2.Экстренное консультирование (психологическое, социально-педагогическое, юридическое) очное или по телефону.

 

При заключении договора с семьей проводится диагностика внутрисемейных отношений и членов семьи (выявление проблем). Далее определяется уровень сопровождения семьи и составляется совместный индивидуальный план сопровождения семьи:
-на базовом уровне составляется план базового сопровождения;
-на кризисном уровне составляется план кризисного сопровождения замещающей семьи;
-на экстренном уровне заполняется «Карта ведения случая».
Специалисты отделения оказывают социально-психологическую помощь, социально-педагогическую и социально-правовую помощь.
Применяются различные формы и методы работы с замещающей семьей:

  • индивидуальное и семейное консультирование;
  • тренинги, семинары;
  •  коррекционная работа с элементами песочной терапии, арт-терапии, сказкотерапии.

 Коррекционная работа проводится на базе КУ «Детский «Аистенок» и НГОО «Молодая семья».
В 2013 г. по запросу семей были проведены 246 коррекционно–развивающих занятий с 57 детьми. В 2014 г. было проведено 134 коррекционно–развивающих занятия с 37 детьми.
Организована  клубная деятельность: Клуб для замещающих семей «Доверие», «Доверие +» для замещающих семей с п.г.т. Излучинск, клуб «Ладушки».
В рамках клуба «Доверие» замещающим  семьям оказывается социально-психолого-педагогическая поддержка, индивидуальные консультации квалифицированного психолога, социального педагога и.т.д. Совместные клубные встречи проводятся раз месяц,  родители и дети посещают семинары и тренинги, направленные на взаимодействие всех членов семьи, формирование стратегий совладающего поведения в сложных ситуациях, умения справляться как со своим эмоциональным состоянием, так и с самой проблемой. Участники клуба делятся своим опытом и заимствуют идеи друг друга, создают общее поле опыта, когда каждый имеет доступ к ресурсу коллектива, группы учатся принимать во внимание точку зрения другого, слушать, принимать возможность разных вариантов поведения, участвуют в играх-ситуациях и ролевых играх. Так же  организовываются выездные мероприятия на турбазы. Клубная деятельность осуществляется с 2010 г.
С 2012 года специалисты  КУ «Детский дом «Аистенок»  совместно с Общественной организацией  «Центр семейных культур» реализуют программу психологической помощи и поддержки родителей «Доверие+». Данная программа формирует позитивное общественное мнение в отношении замещающей заботы, пропаганда семейных ценностей, интеграции приемных семей в современный социум. Ежемесячно на базе Центра проводятся семинары.
За  2013 год  специалистами отделения организованы и проведены в рамках клубной деятельности при взаимодействии общественных организаций 14 мероприятий.  В 2014 г. проведено 4 мероприятия.
Основная цель клубной деятельности «Ладушки» - присвоение опыта эффективного материнства и родит ельства. Деятельность клуба направлена на укрепление статуса семьи в обществе, на поддержку семей в трудных ситуациях, формирование и пропаганду родительской культуры. Клуб посещают молодые мамы и папы с детками до 2 лет. Встречи клуба происходят на базе общественной организации  «Молодая семья» с активным включением специалистов «Детского дома «Аистенок». Совместные клубные встречи проводятся  один раз в неделю.  Проводится патронаж в семью.

2013

2014

Заключены договора

Обслужено

Заключены договора

Обслужено

36

128

37

91

родителей - 50
детей-  78

родителей - 50
детей- 41

12. Материально-техническое  обеспечение

Состояние материально-технической базы детского дома  позволяет обеспечить необходимые условия для организации воспитательно-образовательного процесса.
Образовательное учреждение   расположено в трехэтажном кирпичном здании, общей площадью 3103,6 кв.м.

Год постройки здания – 1981год.

Реконструкция здания детского дома проводилась в 1997-1999 году.

В 2001 году проведены работы по облицовке фасадными плитами здания, текущий ремонт помещений проводится каждые 5 лет. Имеется наружное видеонаблюдение, кнопка тревожной сигнализации. В 2010 году проведены ремонтные работы по уличному освещению, установлены внутренние камеры видеонаблюдения. 2012 году  проведен ремонт системы  автоматической пожарной сигнализации и оповещения о пожаре,  проведена замена трубопровода холодно и горячего  водоснабжения,  канализации на пластиковые  в подвальном помещении, замена светильников в хозяйственно – бытовых и санитарно – гигиенических помещениях.  

В 2012-2013 году в жилых комнатах 2-3 этажа, кабинетах проведён косметический ремонт и   электромонтажные работы.

Условия проживания воспитанников приближены к домашним. Жилые комнаты воспитанников обставлены современной мебелью и бытовой техникой. Групповое помещение включает: воспитательскую, прихожую, спальни на 2-3 ребёнка, санузел, сушилку – раздевалку, душевую, постирочно-гладильное помещение.

Для личностного развития и социального становления в детском доме оборудована столярная  мастерская, музыкальный зал, студия изобразительного искусства, библиотека, кабинет домоводства, БОС, кабинеты учителя- логопеда и  учителя- дефектолога.

В детском доме имеются пищеблок, медицинский блок, прачечная, кабинеты специалистов, обставленные современной мебелью и оснащенные необходимым оборудованием. На  территории детского дома расположены футбольное, волейбольное поле, площадки  для игр.

Информатизация является одним из наиболее перспективных направлений повышения качества воспитательно-образовательного процесса в детском доме. Учреждение имеет современную  информационно-техническую базу (локальная сеть, выход в Интернет, электронная почта, мини АТС). Кабинет каждого специалиста оборудован компьютерами, принтерами, ксероксами.

 13.  Кадровое  обеспечение

Штатная численность основных работников составляет 141 единица, фактическая – 146 ед. (5 сотрудниц находятся в декретном отпуске); укомплектованность  штата в 2013 году – 98,0%;   вакансии:  заведующий медицинским отделением - 1,0 педагог – психолог  – 2,0 ставки.          Штатная численность и кадровый состав Учреждения представлены в Таблице 7.

Таблица 7-Сведения о штатной численности 
и кадровом составе  работников учреждения


Штатная численность учреждения (шт.ед.)*

Фактическая кадровая  численность

Из них:

Из них:

 

 

 

руково
дителей

рабочих и технических исполнителей

специ
алистов

Педагоги
ческих работников

Медиц
инский персонал

Занято данными работниками штатных единиц

% укомплект
ованности
штата

% текучести кадров

141

146

5

28

9

96

8

139

98,00%

4,00%

Анализ кадрового состава по уровню образования  представлен в Таблице 8.

Таблица 8- Анализ кадрового состава по уровню образования

 

Руководители

Специалисты

Педагогические работники

Медицинские работники

Общеотраслевые служащие

Высшее

5

78

3

11

Среднее

профессиональное

-

18

5

12

Среднее

-

-

-

14

 

Высшее образование имеют 97 чел. –66,4%, средне профессиональное – 35чел. – 23%, среднее 14 чел. – 9,6 %.

Особое внимание на данном этапе развития Учреждения уделяется вопросам повышения профессионального уровня педагогических кадров.

Анализ кадрового состава по уровню квалификации  представлен в Таблице 9.
Таблица 9 -Анализ кадрового состава по уровню квалификации


Категория работников

Аттестованы

В том числе

Аттестация в 2013г

высшая

первая

вторая

На соответствие занимаемой должности

 

Руководители

3

-

2

-

1

3

Пед работники

21

9

5

7

-

27

Мед работники

4

2

1

-

-

4

Общеотраслевые служащие

3

-

1

-

3

8

 
Сведения о повышении квалификации представлены в Таблице 10.

Таблица 10- Сведения о повышении квалификации

 

Руководители

Специалисты

Педагогические работники

Медицинские работники

Общеотраслевые служащие

Всего чел

8

71

8

28

Курсы повышения квалификации

7

27

1

1

Семинары

4

21

-

4

 

Гистограмма 7- Анализ кадрового состава по возрастному критерию:


Анализ численности работников по возрастному критерию показал, что количество работников в возрасте  от 19-30 лет  составило 15,7% (23 чел.), в возрасте от  31-40 лет  - 39,7 % (58 чел.), в возрасте  41-50 лет  - 17,8% (26 чел.),  свыше 50 лет — 26,7% (39 чел.). Численность работников, имеющих высшее профессиональное образование составила 66,4% (97чел.), среднее профессиональное образование имеет 23,9 % работников (35чел.), среднее образование у 9,5% работников учреждения (14чел).
Одним из важных критериев анализа работы учреждения по кадровому обеспечению является стаж, который свидетельствует об опыте работы сотрудников, мастерстве при организации деятельности учреждения. 100% работников  (146 чел.) имеют стаж работы от 3 до 20 лет. Это свидетельствует об опыте работы коллектива. 39,7 % работников (58 чел.) имеют стаж работы в учреждении менее 3 лет. Это обусловлено рядом мероприятий по реорганизации структуры и штатной численности Учреждения, проводимых в период с 2010 по 2013г.  60,2 %  работников  (88 чел) работают от 3 до 20 лет, и выше. Сведения о  стаже работы работников  учреждения представлены в Таблице 11.

Таблица 11 - Сведения о стаже работы работников учреждения


Стаж работы

Общий стаж работы

Стаж работы в организации

Чел.

%

Чел.

%

менее 3- х лет

5

3,5

58

39,7

от 3 до 10 лет

28

19,0

36

24,6

от 10 до 20 лет

38

26,0

49

33,5

от 20 и выше

5

3,5

3

2,0

 
Имеют награды:

  • Отличник народного просвещения – 1
  • «Почетный работник общего образования РФ» - 2
  • Почетный работник Губернатора ХМАО- Югры- 1
  • Благодарность Департамента социального развития ХМАО- Югры - 9
  • Благодарственное письмо Департамента социального развития ХМАО- Югры- 5
  • Почетная грамота Департамента социального развития ХМАО- Югры- 5
  • Почетная грамота Департамента здравоохранения ХМАО- Югры- 1
  • Благодарственное письмо Управления социальной защиты населения – 12
  • Благодарность Управления социальной защиты населения -2
  • Почетная грамота Управления социальной защиты населения- 2
  • Почетная грамота главы города – 12
  • Благодарственное письмо Главы города – 7

Таким образом, педагогический коллектив Учреждения имеет достаточный профессиональный уровень, а также творческий потенциал, чтобы успешно решать задачи, которые ставят государство и общество перед образовательными учреждениями.

14. Финансовое обеспечение

Финансирование детского дома осуществляется в соответствии с бюджетом, выделенным по статьям сметы расходования денежных средств на содержание здания, выплату заработной платы  работника учреждения.

 15. Обеспечение  комплексной безопасности

            Приоритетными направлениями в области комплексной безопасности, являются:
- организация работы по выполнению федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, ХМАО-Югры и г. Нижневартовска в области обеспечения пожарной безопасности, антитеррористической защищенности и противодействию терроризму и экстремизму;
- повышение инженерно-технической и физической защищенности учреждения с привлечением негосударственных охранных структур;
- разработка инструкций, рекомендаций, наглядной агитации;
- подготовка сотрудников и воспитанников по вопросам личной и коллективной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций;
- взаимодействие с правоохранительными органами и государственными структурами по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности;
- усовершенствование системы охраны учреждения.
Учреждение обеспечено следующими системами, обеспечивающими комплексную безопасность:
- здание оснащено автоматической системой оповещения людей о пожаре;
- системой контроля управления доступом;
- тревожной кнопкой;
- наружной и внутренней системами видеонаблюдения.
Для обеспечения безопасности выполняются следующие мероприятия:
- разработана необходимая: документация: планы, приказы, журналы учёта инструктажей, должностные инструкции, инструкции по ОТ и ТБ и другие локальные акты. Осуществляется контроль за их исполнением.
- регулярно проводятся инструктажи с сотрудниками и воспитанниками;
- проведена аттестация рабочих мест;
- оформлена наглядная агитация;
- на каждом этаже имеются планы эвакуации;
- в отделениях имеются необходимые инструкции;
- регулярно проводятся плановые объектовые тренировки при возникновении ЧС;
- организована круглосуточная охрана;
- укрепление и развитие материально – технической базы.
В целом в учреждении созданы благоприятные условия, обеспечивающие комплексную безопасность. Для улучшения и усовершенствования комплексной безопасности проведены и необходимо проведение следующих мероприятий:

Таблица 12-Мероприятия по улучшению и усовершенствованию комплексной безопасности


№ п/п

Мероприятия

Сроки выполнения

1 ступень

1.

Установлена система контроля управления доступом

2013г.

2.

Обучены сотрудники пожарно-техническому минимуму и требованиям охраны труда

2013г.

3.

Установлены противопожарные двери в хозяйственной постройке

2013г.

2 ступень

1.

Перезарядка огнетушителей

2014г.

2.

Закупка подставок и огнетушителей

2014г.

3.

Обучение сотрудников пожарно-техническому минимуму и требованиям охраны труда

2014г.

4.

Поддержание в безопасном состоянии спортивных и детских игровых площадок

2014г.

5.

Замена дверных блоков и оконных рам

2014г.

6.

Ремонт парадных и запасных выходов

2014г.

3 ступень

1.

Обучение сотрудников пожарно-техническому минимуму и требованиям охраны труда

2015г.

2.

Приобретение индивидуальных средств защиты дыхания

2015г.

3.

Замена системы уличного видеонаблюдения

2015г.

4.

Испытание ограждения кровли и наружных пожарных лестниц.

2015г.

5.

Измерение сопротивления изоляции электроустановок.

2015г.

6.

Поддержание в безопасном состоянии спортивных и детских игровых площадок

2015г.

16. Задачи на 2013-2014 учебный год

Продолжить работу:

  • по обеспечению охраны и укреплению здоровья воспитанников;
  • по охране прав и интересов воспитанников;
  • по совершенствованию  педагогического мастерства, повышения уровня профессионализма педагогических работников и их компетентности в области воспитания детей, находящихся в условиях детского дома;
  • по оптимизации деятельности службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения с учетом индивидуальных интересов и наклонностей детей;
  • по обеспечению социально-психологического   сопровождения устройства ребенка в семью; совершенствованию деятельности  Школы приёмных родителей;
  • по дальнейшему внедрению новых информационных и коммуникационных технологий в воспитательный процесс;
  • по активизации участия  педагогов в конкурсах научно-методических работ;
  • по совершенствованию материально-технической  базы учреждения;
  • по расширению спектра социального партнёрства детского дома;

Приложение А
Схема управления деятельностью педагогического коллектива

 

Приложение Б
Организационная структура управления  МО

 

Организационная структура управления отделением АХО

 

Организационная структура управления отделением УВР и ДО

 

Организационная структура управления отделением СП и ППС

 

Организационная структура управления отделением СЖ и ПСВ

 

Приложение В 

Структура психолого – педагогической службы